ИИ в образовании: друг или враг? Развенчиваем мифы

ИИ в образовании: друг или враг? Развенчиваем мифы

Actpr / 10 июня, 2024

Массовое распространение ChatGPT в конце 2022 года запустило дискуссию о применении искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах, включая систему образования. Учёные из России и Китая собрались в Институте образования НИУ ВШЭ, чтобы поделиться результатами эмпирических исследований и ответить на вопросы преподавателей, родителей и обучающихся.

Поскольку большинство вопросов об ИИ возникают из страхов, давайте начнём с развенчания мифов.

Миф: ИИ может выполнять все задачи учителей и в итоге их заменит.

Реальность: Дмитрий Сошников, доцент НИУ ВШЭ и МАИ, подчеркнул потенциал ИИ как помощника, а не конкурента педагогов. ИИ станет “вторым пилотом” для учителей, с его помощью они будут черпать вдохновение для творческих заданий и получать помощь в мозговых штурмах. Это позволит сократить затраты ресурсов на выполнение рутинных задач и выделить больше времени на общение с учениками. Кроме того, в основе образования лежит человеческое взаимодействие, эмпатия и личное участие, для которых очень важен человек.

Миф: Большинство студентов используют ChatGPT для списывания.

Реальность: Кирилл Баранников, руководитель направления по работе с вузами в Яндекс Образовании, отметил, что списывание – не новое явление в университетской жизни, оно происходит независимо от наличия у студентов инструментов ИИ. Студенты используют технологии GPT в самых разных целях. Например, исследование, проведенное в Германии за последние два года с участием более 8000 человек, показало, что студенты в основном используют генеративные технологии, чтобы понять какой-то концепт или понятия, для перевода и обобщения материала, и реже – для генерации текста и его форматирования.

Миф: Разработка ИИ задача крупных корпораций.

Реальность: Назир Джогезай, научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании Института Образования НИУ ВШЭ, отметил, что все заинтересованные стороны, включая университеты, корпорации и правительство, должны совместно вносить свой вклад в разработку ИИ. Например, крупные компании или правительства лучше справятся с разработкой больших языковых моделей с нуля; университеты не могут сделать это самостоятельно, но могут внести свой вклад через исследования, подготовку кадров и популяризацию новой технологии.

Миф: ИИ приносит только пользу и не несёт никаких рисков.

Реальность: Бо Цзян, заместитель директора Лаборатории искусственного интеллекта в образовании Восточно-китайского педагогического университета и разработчик образовательной модели на основе ИИ «EduChat», объяснил, что применение ИИ несёт в себе и достоинства, и недостатки. Философия Инь-Ян утверждает, что все вещи существуют как неразделимые и противоречивые противоположности. Этот принцип можно применить и к контексту использования ИИ: люди должны найти баланс между желаемыми и негативными последствиями нового феномена.

На основе комментариев экспертов можно дать следующие советы по адаптации педагогов в ИИ-мире:

  • Больше обсуждайте внедрение ИИ в образование, чтобы преодолеть страхи. Диалог и открытость устранят мифы и будут способствовать распространению знаний.
  • Постоянно повышайте свою грамотность в области ИИ. Хотя на первый взгляд ChatGPT и другие инструменты генеративного ИИ могут показаться простыми, для их эффективного использования требуется понимание технологий ИИ. Например, полезным может оказаться прохождение курса по промпт-инжинирингу.
  • Сотрудничайте с теми, кто обладает опытом в области ИИ. Учитель может попросить учеников поделиться своим опытом использования ИИ или обратиться за помощью к Edtech-компаниям и школьным сообществам. Будет здорово, если в образовательной организации будет создана техническая команда, у которой каждый сотрудник сможет получить поддержку в освоении ИИ.
  • Объясните ученикам, что неэтичное использование ИИ, например, списывание, не в их интересах и негативно скажется на их обучении и приобретении навыков.

Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ и модератор дискуссии, резюмировал, что уже сегодня есть доказательства потенциала ИИ для повышения качества и доступности образования. В то же время результаты исследований приводят нас к новым вопросам, показывая, что впереди ещё долгий путь. Поэтому наша главная обязанность как педагогов, учащихся и лиц, принимающих решения – продолжать учиться и развиваться в ходе этой масштабной эволюции, которую будущие поколения, вероятно, признают поворотным пунктом в истории человечества. Для успешного развития образовательных систем в современном мире необходимы совместные междисциплинарные усилия. Институт образования НИУ ВШЭ приглашает к сотрудничеству в этой области.

Запись дискуссии: Искусственный интеллект в образовании: взгляд из России и Китая

Авторы: Хуссейн Аль Сафи – студент магистерской программы «UX-аналитика и проектирование информационных систем» НИУ ВШЭ. 

Анастасия Андреева – и.о. заведующей Лаборатории инновации в образовании Института Образования НИУ ВШЭ.


Прочтите также:

.

Leave a Reply

@ 2015 -Developed By -Activitie Reports